Памятки

                           ПАМЯТКА

            Работа над ошибками

№1     Пропуск букв, искажение слов, замена букв.
Выпиши слово правильно, раздели на слоги.
   Образец:     корзинка,  кор – зин – ка.

№2     Прописная буква в словах
Выпиши слово. Напиши ещё два слова на это правило.
   Образец:   Таня, Минск, озеро Нарочь.

№3     Гласные после шипящих (жи –ши, же –ше, ча – ща, чу –щу)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
    Образец:     машина,  ширина, наши.

№4     Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ (без  мягкого знака)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
     Образец:    точка, дочка, бочка

№5   Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.
Выпиши слово правильно.  Поставь ударение. Запиши слово три раза.


       Образец:   ребята, ребята, ребята, ребята
 
 
 
 
 
 

№6 Безударная гласная,  проверяемая  ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Подбери проверочное слово.
      Образец:  волна – волны

№7 Парные звонкие и глухие согласные.
(Б –П, В –Ф, Г –К, Д –Т, Ж – Ш, З –С)
Выпиши слово, проверь согласную гласной.
     Образец:       сад – садик, садовый.

№8 Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
     Образец:             воробьи, листья, пью

№9  Мягкий знак – обозначение мягкости согласных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
    Образец:           день, пальчик, письмо

№10   Разделительный  твёрдый  знак.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
    Образец:          отъезд,  съел,  въезд.

 №11  Написание предлогов.
Выпиши слово  и предлог.  Между предлогом и словом вставь новое слово.
     Образец:           в лесу – в  дремучем  лесу

 №12  Написание приставок.
Выпиши слово правильно.  Выдели приставку.  Вспомни когда пишем о, а.
(приставки за, на, над, раз, рас – пишутся с буквой а)
  Образец:           написал - записал

 №13  Мягкий знак  в конце существительных после шипящих. (на конце существительных  ж.р. после шипящих пишется ь)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
  Образец:           ночь – ж.р.,  мяч – м. р.

№14   Двойные согласные
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на  это правило.
   Образец:            группа, рассказ, класс

№15   Непроизносимые согласные в, д, л, т
Выпиши слово правильно.  Подбери проверочное слово.
   Образец:        местность – место

Слова        опасный, ужасный, прекрасный, чудесный, вкусный, воскресный, интересный   -   пишутся без буквы т.

 №16 Не с глаголами   (раздельно)
Выпиши  глаголы с «не».  Запиши ещё два слова на  это правило.

  Образец:          не был,  не знал,  не писал

№17  Безударные падежные окончания существительных.
Выпиши  словосочетание с падежным вопросом, выдели окончание, определи склонение и падеж. Напиши проверочное слово.
  Образец:           шёл (по чему?) по площади – 3 скл., Д.п.  (по степи)
Проверочные слова: 1 скл.  – земля,  2скл. – стол, 3 скл. – степь

№18  Безударные падежные окончания прилагательных.
Выпиши  словосочетание,  поставь вопрос от существительного к прилагательному.
      Образец:    ласковое солнышко – солнышко (какое?) ласковое

№19  Безударные  личные  окончания глаголов.
Выпиши  глагол правильно, выдели окончание, определи спряжение. Определи лицо и число глагола.
      Образец: пишет     - 1 спр., 3 л., ед. ч.

№20  Мягкий знак в конце глаголов 2 лица единственного числа
Выпиши  глагол,  выдели окончание. Определи лицо, время и число глагола.
      Образец:   играешь    - 2 лицо, ед. ч., н. вр.

№21   -тся и –ться в глаголах
Выпиши  глагол, поставь к нему вопрос. Придумай ещё два глагола на это правило
      Образец:    купается  (что делает?)
                           купаться  (что делать?)

№22  Правописание местоимений с предлогами.
(предлоги с местоимениями пишутся раздельно, к местоимению 3 лица после предлога прибавляется буква н, например: подошёл к нему)
Выпиши местоимение. Между предлогом и местоимением поставь вопрос.
      Образец:    с нами – с (кем?) нами

№23  Правописание наречий.
Выпиши наречие. Выдели  приставку. (если наречие отвечает на вопрос как?, то в конце слова пишется о)
      Образец:    издалека,      быстро   (как?) 


Правила выразительного чтения стихотворения

1. Прочитай имя и фамилию автора стихотворения, а также его заглавие (если оно есть).

2. Прочитай стихотворение для себя. Подумай о том, что тебе особенно впечатлило, какую важную мысль высказал в стихотворении автор.

3. Определи основное настроение стихотворения.

4. Читая стихотворение, найди:

   а) места пауз между речевыми звеньями;

   б) ключевые слова каждой строфы;

  в) те фрагменты стихотворения, где необходимо изменить интонацию во время чтения.

5. Читая стихотворение, определи:

   а) в каком темпе следует его читать;

 б) каковы должны быть сила голоса и громкость исполнителя во время чтения.

6. Готовясь к выразительному чтению стихотворения в классе, подумай о том образе, который будешь «рисовать» голосом.

7. Выразительно прочитай стихотворения для себя.

8. Исполни стихотворение перед аудиторией (в классе).

9. Оцени своё выступление. Послушай мнение других ребят о нём.

 

Алгоритм заучивания стихотворения

1. Прочти всё стихотворения.

2. Прочти одну строфу, представь картину и расскажи её.

3. Объясни смысловое значение слов (если встретились непонятные).

4. Повтори строфу по памяти с ритмом.

5. Так же разбери все строфы.

6. Прочти ещё раз всё стихотворение.

7. Воспроизведи его по памяти с ритмом.


Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»

1. Прочитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы). Мысленно представь себе их.

3. Реши, что будешь сообщать при  чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).

4. Выбери интонацию, тон чтения; пометь паузы, логические ударения.

5. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

6. Прочитай текст выразительно.

 

 Памятка-опора по подготовке пересказа

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно – много раз.

Это нужно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас:

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз…

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло?

И к чему всё привело?


 Памятка «Словесное рисование»

1. Прочитай отрывок из рассказа.

2. Определи, сколько можно нарисовать картинок. (О чём каждая из них?)

3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

5. Представь свою картинку.

6. Расскажи о каждой картинке.


Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью (чему учит, с какой целью написан текст).

5. В тексте выражается законченный смысл.

6. Текст может иметь название, заголовок.

 

Алгоритм выделения окончания в словах:

1. Изменяю слово по вопросам.

2. Сравниваю формы слова.

3. Нахожу часть слова, которая изменяется.

4. Выделяю окончание.

 

Алгоритм определения корня в словах:

1. Читаю слово.

2. Подбираю однокоренные слова.

3. Нахожу общую часть.

4. Выделяю корень.

 

Как найти суффикс в слове:

1. Измените слово, выделите окончание.

2. Выделите корень.

3. Найдите часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием.

4. Выделите суффикс при помощи знака  .

 

Как найти приставку в слове:

1. Подберите однокоренные слова.

2. Обозначьте корень.

3. Отметьте ту часть слова перед корнем, благодаря которой различаются слова, – это приставка.

4. Назовите приставку.

5. Обозначьте знаком  .