Литературное чтение

1 класс

Как собака друга искала
(Сказка)
    – Человек, давай дружить, вместе жить?
Со-гла-си-лся  человек,  на-ко-рмил собаку, тёплую конуру  ей по-стро-ил возле своей избы. Ночью  собака  лает, дом охраняет. А  человек  не  ругает  её  за  это – спасибо говорит. С  тех  пор  собака  и  человек  живут  вместе.
( 38 слов)
Вопросы:
1. Расскажи, как подружились человек и собака?
2. Читал ли ты эту сказку полностью? Расскажи, с кем ещё встречалась собака?
 
 
Рысь
   В темном лесу, у горной тропинки, залег зверь. Это рысь – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу.                                                                                                                                
                                                                                         (40 слов)
Вопросы:
1. Почему рысь названа большой кошкой?
2.   Как рысь охотится?
3.   Как вы понимаете выражение «так и бросится»?
4.   Как вы понимаете слово «залег»?

Волчата
  Волчата ещё такие маленькие, что и на волков совсем не похожи: кривоногие, головастые. Играют около логова-норы, за бабочками гоняются, возятся, а услышат – ветка хрустнет, сразу прячутся в норе.  Как волчата подрастут, волки будут брать их с собой на охоту, пока  не  станут  они  настоящими  большими волками.
 (47 слов)
Вопросы:
1. Какие чувства появились у тебя, когда ты прочёл про маленьких волчат?
2. Кого они тебе напоминают? Почему?
3. Чем опасны взрослые волки?

2 класс
Синичье гнездо
  Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок. Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо. Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.  Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.                                                        
                                                                                  (60 слов)
Вопросы:
1.Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик?
2.В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квартирантах?
3.Почему кошка не смогла забраться в гнездышко?
4.Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую пользу принесут?
5.Как по-иному можно озаглавить рассказ?

Ледяная  королева
 Жила была Сосулька. Она очень гордилась своим прозрачным нарядом. Но вот выглянуло ясное солнышко и заиграло в складках её платья всеми цветами радуги. Гордая Сосулька стала отворачиваться от Солнышка. Она показывала ему то один бок, то другой.  А подружки-капельки отрывали от прозрачного платья по маленькому клочку и уносили с собой. Гордая Сосулька не замечала этого и становилась всё тоньше. Скоро она совсем исчезла.   Солнышко  разогрело  край  крыши  и  приготовило его для маленьких воробьёв.
(74 слова) 
Вопросы:
1. Почему Сосулька не замечала ласки и доброты Солнышка?
2. Почему Солнышко так настойчиво обогревало Сосульку?
3. Прочитай заголовок и подумай, почему текст так назвали?


Водяные часы
  Водяными часами невозможно пользоваться в северных странах. Поэтому там появились часы песочные. Вместо воды в них «перетекал» песок. Необходимая для таких часов стеклянная посуда была создана 700 лет назад. Тогда же существовали и «огненные» часы. Это была свеча с делениями. Она сгорала и показывала как «уходит» время. Были даже огненные будильники. В свечку вставляли железные шарики, которые падали в медную посуду. Такой будильник мог разбудить не только хозяина, но и всех соседей.
Количество слов: 73

Отметь правильный ответ.
Может ли свеча показывать время?
Да, нет 
Как устроен "Огненный будильник»?
Свечка с воздушными шариками , свечка с железными шариками , свечка со взрывчатым веществом 
Какие часы использовали в северных странах?
Водяные, песочные, цветочные 

Клевер
  Чтобы кормить привезённых в Австралию овец, европейцы посеяли клевер. Клевер вырос на славу, зелёный, с огромными цветами. Фермеры с радостью потирали руки. Какой же чудесный урожай будет в следующем году! Но надеждам не суждено было сбыться. Семян у клевера не было. Ни в следующем году, ни позже. Оказалось, в Австралии нет шмелей. А ведь только они могут опылять клевер. Когда же завезли ещё и этих мохнатых работников, дело наладилось.
Количество слов: 73

Отметь правильный ответ.
Были когда-то шмели в Австралии?
Да, нет 
Кого собирались кормить клевером фермеры?
Лошадей,  коров,  овец 
Какое насекомое опыляет клевер?
Пчела, бабочка,  шмель 


Слон
  Даже маленький ребёнок знает, что у слона есть хобот. Это такой длинный нос. Этот нос — просто уникальный инструмент. Им слон рвёт листья и траву, собирает фрукты, обливается водой, как из шланга. Сила и ловкость хобота такова, что животное может сломать им толстую ветку и раздавить орех. Кроме того, хоботом слон может трубить. Но маленькому слонёнку хобот сначала мешает. Малыш может наступить на него и упасть. Только со временем слонёнок приучается им пользоваться.
Количество слов: 72

Отметь правильный ответ.
Умеет ли слонёнок сразу пользоваться хоботом?
Да, нет 
Что заменяет слону руки?
Зубы,  хвост,   хобот 
Что не делает слон хоботом?
Не копает,   не обливается водой, не издаёт звуки 


Жирафы
  Шея жирафу нужна не только для того, чтобы тянуться за листьями на верхушке дерева. С помощью шеи жирафы выясняют отношения. Борьба происходит по определённым правилам. Задача состоит в том, чтобы заставить соперника головой коснуться копыта. Кто коснулся — тот проиграл и покидает «ринг». Такие поединки происходят между жирафами самцами в брачный период.
Количество слов: 51 слово

Отметь правильный ответ.
С помощью чего борются жирафы?
Рогов , ног,  шеи, интеллекта 
Чего должен коснуться жираф, который проиграл?
Забора, копыта, земли 
За что борются жирафы?
За должность, за еду 
За самку, просто так 

https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-ponimaniya-prochitannogo-1413591.html

Как Петух вернул цыплятам солнце
   Наседка первый раз вывела своих маленьких цыплят во двор.
– Смотрите, как красиво вокруг! Живите  и  радуйтесь! – сказала она.
   Жёлтые и белые комочки, весело крича, разбрелись по двору, залитому ласковым весенним солнцем.
– Это оттого, что солнышко светит, – пояснила Наседка и предложила: – Кто хочет есть, может поклевать немного пшена.
   Она повела цыплят к зёрнам и показала, как надо клевать.
– А теперь пойдёмте, я напою вас водой, – позвала она всех к корыту.
   Напились цыплята воды, пошли гулять по двору.
   Но вот кто-то громко кудахтнул, и испуганные цыплята увидели на заборе огромную птицу с большим красным гребнем, золотистыми перьями и длинным чёрным хвостом.
– Это папа Петух, – пояснила Наседка. – Он очень строгий, его надо слушаться. А если что спросит, всегда ему отвечайте.
                 (125  слов)
 
Вопросы:
1.Какой заголовок подходит к этой части сказки: "Цыплята и солнце", "Наседка и её дети", "Первый выход в свет"?
2. Чему учила Наседка своих цыплят?
3. Каким увидели цыплята папу Петуха?
4. Как представила его своим детям Наседка?
 
3 класс

Африканская сказка
  Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.
Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.
Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.
Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:
— Подумаешь, соловей! Разве я хуже пою? Ко-ко-ко! Куд-куда!
А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.
Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Случай на охоте
  Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.
(95 слов. По Г. Скребицкому)

Страшный мостик
  Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики. — Придется теперь речку вброд переходить.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...
(116 слов. По Ю. Ермолаеву)

Во какие!
  Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!
Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.
(103 слова. Ю. Качаев)

Утренние лучи
  Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю. Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку. Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка, полетела собирать медок с душистых цветов.                                                       
                                                                                                  (86 слов.)
 
Вопросы:
1.Зачем стало рассылать солнышко свои лучи?
2.Кого разбудил первый луч?
3.Как встретил новый день зайчик?
4.Как проснулся курятник?
5.С чего начался день у трудолюбивой пчелки?
6.Как вы понимаете выражение «серебряная песенка», «сочная травка», «выплыло солнышко»?

Как  Петух  вернул  цыплятам  солнце
(Отрывок)
    Через некоторое время Петух пришёл к цыплятам проверить, как они провели первый день, что видели и чему научились.
– Что вам больше всего понравилось? – спросил он.
– Пшено и вода, – ответили цыплята.
– А солнце?
– Солнце? – удивились цыплята. – Какое оно? Где оно?
Они его, оказывается, и не заметили.
– Плохо, – нахмурился Петух. – Очень плохо.
– Они завтра всё запомнят, – вступилась за цыплят  
  Наседка. – Не ругай их, они ещё маленькие.
  И вдруг солнышко куда-то спряталось. Отовсюду стала наступать темнота. Петух и курицы ушли в домик. А цыплята, видя, как быстро темнеет, окружили мать  
  Наседку и тихо переговаривались:
– Вернулось бы солнышко...
– А кто может вернуть его?
– Только папа Петух, – ответила Наседка.
(97 слов)
 
Вопросы:
1. Расскажи: о чём спрашивал папа Петух малышей цыплят?
2. Как Наседка защищала своих детей?
3. Какая беда приключилась на птичьем дворе?
4. Как вели себя взрослые птицы и маленькие цыплята?
 
 
Ворона и Улитка
(Японская сказка)
   Давно это было.
  Однажды весной прилетела Ворона и села на ветку дерева.
"Нет ли чего вкусненького поблизости?" – подумала она.    
  Слышит – кто-то напевает себе песенку под нос.
– Ага! – воскликнула Ворона, огляделась, видит – сидит на меже Улитка, песенку поёт.
– Прекрасная еда! – воскликнула Ворона, слетела  на  межу и ухватила клювом Улитку.
   Посмотрела Улитка на Ворону снизу вверх, вздохнула  и сказала:
– Ах! Это вы, госпожа Ворона! Давно хотела я хоть одним глазком взглянуть на такую прекрасную госпожу. Какие ноги!   
   Словно на них надеты малиновые чулки! А голос! Словно небесная музыка!
   Размякла Ворона от таких похвал.
– Будет тебе! Вовсе не так уж я хороша, как ты говоришь.
Повела глазом вправо, повела влево. Выпустила Улитку из клюва и взлетела на ветку.
  А Улитка прыгнула в воду и закричала громко:
– Эй, глупая Ворона! Ты черна, как сажа на дне котла!
  Поняла Ворона, что провели её. Да что поделаешь, кричи не кричи, а Улитку не достанешь.
Вот ведь как бывает!                                                     
 (150 слов)
Вопросы:
1. Какую прекрасную еду отыскала Ворона?
2. Как повела себя с Вороной Улитка? Что она задумала?
3. Какой представляется тебе Ворона?
4. Объясни значение словосочетания "повела глазом".
 
4 класс
На дне снежного моря
  Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.
Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом – вроде как выезжают зимой на дачу.                
 (120 слов) 
Вопросы:                      
1.Чем плохо для зверьков малоснежное начало зимы?
2.Как ведут себя разные зверьки под снежным покровом?
3.Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?
4.Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между морем и заснеженным полем?
5.Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
6.Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?

Добрый клён
  Весной  возле  молодого  Клёна  появился  Росток. Тянулся он вверх  быстро, но был такой  хилый, что Клён  сказал  ему:
– Держись за меня, тогда  и  ты  солнце  увидишь!
– Спасибо! – прошептал Росток. – Я  никогда  не  забуду этого. Будем  друзьями.
   Росток быстро  набирал  силы, тянулся  вверх  и  вскоре добрался  до верхушки  Клёна. Тонкие  ветки  Ростка  мелкой листвой  крепко  оплели  ствол.
   Клён  почувствовал, что  новый  сосед  сжимает его,  не  даёт расти. Но терпел. И  только  когда  ему  стало  совсем  худо, попросил  своего  ползучего  приятеля:
– Слушай, ты  не  даёшь  мне  дышать... Не пора ли тебе самому расти? Не  всё  же  время  за  меня  цепляться?!
И  тогда  сосед  зашелестел  своей  мелкой  листвой:
– Эх ты, Клён! Ты  даже  не  спросил, кто  я  такой. Тот, кто помогает  мне, сам  погибает. Я, я... Но  он не успел договорить.  К  Клёну  подошли  мальчишки. Посмотрели  на  него  и встревожились:
– Надо  спасать  деревцо. И  срезали Плющ. Добрый Клён опять зашумел  ветвями,  зазеленел.
(146 слов)
 
Вопросы:
1. Каким тебе представляется Клён? Расскажи.
2. Почему мальчики очень встревожились, когда увидели Клён и коварный Росток?
3. За что был наказан Плющ?

Томка
   У  охотника  я  увидел  пёсика.
   Он  вот  какой.  Уши  длинные,  хвост  короткий.
   Охотник  рассказал,  какой  пёсик  понятливый,  как  на  охоте  помогает,  и  умный-то,  и  не  грязнуля.  От  этого  пёсика,  говорит, есть  щенки.  Приходите – поглядите.
   И  мы  с  ним  пошли.
   Щенки  небольшие – только  что  научились  ходить.
   «Который-то  из  них, - думаю, - мне  будет  помощник  на  охоте?  Как  узнать – кто  толковый,  а  кто  не  годится?»
   Вот  один  щенок – ест   да  спит.  Из  него  лентяй  получится.
   Вот  злой  щенок – сердитый.  Рычит  и  со  всеми  лезет  драться. И  его  не  возьму – не  люблю  злых.
   А  вот  ещё  хуже – он  тоже  лезет  ко  всем,  только  не  дерётся,  а  лижется.
   Один  щенок  грыз  деревяшку. Я  эту  деревяшку  отнял  и  спрятал  от  него.  Почует  он  её  или  не  почует?
   Щенок  начал  искать.  Других  щенят  всех  обнюхал – не  у  них  ли   деревяшка?  Нет,  не  нашёл.
   И  вот  он  стал  нюхать  и  пошёл  к  тому  месту,  куда  я  её  спрятал. Почуял.
   Я  обрадовался.  «Ну, - думаю, - вот  это  охотник!  От  такого  и  дичь  не  спрячется».
   Назвал  его  Томкой.  И  стал  растить  помощника.
                                                                                               ( 171  слово ) 
Вопросы:
1. Расскажи,  как  охотник  выбирал  щенка.
2. Какого  щенка  он  выбрал  и  почему?
 
https://znanio.ru/media/teksty-dlya-proverki-tehniki-chteniya-v-nachalnyh-klassah-1-4klassy-2634118
      
Мамины руки
  Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Вечером пришла мама, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:
- Что с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? – и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие легкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
- Фу, - сказала она. – Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну, вот! – удивилась мама. – Сколько лет жили-дружили, а теперь стала не хороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жесткие, - ответила Маша. – Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, - грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. – Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, да бабушка не пустила.
- Сиди! – сказала бабушка грозно. – Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано – на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, пол-Земли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Встанешь к станкам на материно место – дай тебе Бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша, плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. – Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жесткие, а вот сердце мягкое… я бы на её месте тебе как полагается всыпала горячих… Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чем дело.
- Не стыдно тебе еще и бабушку обижать, - сказала она. – Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…
- Знаю, знаю! – закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. – Знаю.
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. – А если знаешь – говори.
- Знаю, - сказала Маша. – Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.
- Ну, и надеру, - сказала мама. – Чтоб не обижала.
- Бабушка тоже говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоем , то надрала бы. А на своём – вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

Ответь на вопросы:
Где, в каком месте происходят события?
А)в школе б) на улице в) дома
2. Как зовут главную героиню?
А) Даша б) Саша в) Маша
3. Сколько персонажей в произведении ?
А) 3 б) 2 в) 4
4. В какое время суток пришла мама?
А) утром б) днём в) вечером
5. Какие слова Маши обидели маму?
А) «Фу, мамочка, какие у тебя руки нехорошие!.. Жесткие… Царапаются».
Б) «Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши».
В) «Я ведь твои руки обидела».
6. Из ряда словосочетаний выбери образное выражение (фразеологизм)
А) рабочие руки Б) руки чуть шершавенькие В) золотые руки.
7. Какое значение автор вкладывают в это образное выражение?
А) руки из золота Б) красивые руки В) умелые руки
8. Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.
А) Не в свои сани не садись.
Б) Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
В) Умей ошибиться, умей и исправиться.
9. Как автор показал демонстрацию Маши бабушке дурного поведения? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов из текста.
А) сидела и хлюпала
Б) капризничала
В) ничего не писала
Г) ссорилась
Д) читать не училась
Е) убираться не стала
10. Как автор показал раскаяние, Машино отношение к маме? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов.
А) хотела бежать за ней (мамой)
Б) бросилась целовать и обнимать
В) закричала неожиданно весело
11. Выпиши из текста образные определения к слову сердце.
12. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного.
А) Мир в доме.
Б) Желание Маши загладить свою вину.
В) Машины капризы с утра до вечера.
Г) Обидные слова маме.
Д) Отповедь бабушки.
13. Каким положительным качеством обладает Маша?
14. Придумай свой заголовок к тексту.

https://multiurok.ru/files/tiekst-dlia-provierki-ponimaniia-prochitannogho-po.html


Переполох в игрушечном городе
По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! 
Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?
— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
173 слова (Т. Александрова)

Зима
  Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
85 слов
Вот и ноябрь
  Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».
Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.
Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.
Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.


Ветер
  В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. 

Лисья школа
  В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
(144 слова. По А. Бостром)

Жалейкин
  Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
(139 слов. Н. Сладков)

Крапивное счастье
  Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные.  Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!
И вдруг слышит Крапива:
— Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит — сорвёт... — Это белые ромашки прошептали.
— Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! — прошелестел Шиповник.
— Хуже всего быть вкусной! — покачала головкой Земляника. — Всяк съесть норовит.
— Вот так-так! — удивилась Крапива. — Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
— Мы завидуем твоей спокойной жизни! — хором пропели цветы и ягоды.
— Как я рада, как я счастлива! — крикнула обрадованная Крапива. — Как мне хорошо, — добавила она задумчиво. — Расту — не обращают внимания, цвету — не нюхают, засохну — и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
— Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(158 слов. Н. Сладков)

Тексты подобраны Ткачевой Ириной Алексеевной, Борщ Оксаной Геннадьевной.